ИННОВАЦИИ В ШКОЛЕ

вернуться на главную страницу
вернуться к разделу инновации в школе

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта.

 

Обоснование.
В эпоху быстрой смены технологий речь идёт о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Президентская инициатива «Наша новая школа» стала основным стратегическим ориентиром развития системы общего образования в ближайшие годы. И в ключевых направлениях ННШ, одним из важнейших является переход на новые ФГОС.

Новизна проекта.
Образовательные стандарты второго поколения предполагают существенные изменения в образовательной системе, так как предъявляют принципиально новые требования как к процессу обучения/воспитания, так и к «результату» - выпускнику средней школы в 2020 году.
В основу стандарта положен общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.



Важнейшей задачей отечественной системы образования является подготовка выпускников, способных осуществлять инновационную деятельность в различных отраслях экономики. Реформы, которые проводятся в государстве, требуют свободного, инициативного, творчески одаренного, новаторского взгляда во всем, где может проявить себя гражданин.
Необходимость решения таких задач современного образования как формирование конкурентоспособной личности и развитие способности к самоопределению призывают обратить внимание на усиление практической направленности образования.
Существуют принципиальные отличия стандарта второго поколения от стандарта 2004 г.
Предметом стандартизации в образовательном стандарте 2004 г. выступал обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Это определяло и основное направление системы оценки – оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума при максимальной допустимой учебной нагрузке обучающихся.



Новые стандарты вводит такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться). Помимо этого в новом стандарте описана модель выпускника начальной школы как требование к конечным результатам начального образования.



На подготовительном этапе данного проекта была поставлена цель: Создание условий для внедрения ФГОС. Задачи, которые предстояло решить на данном этапе:
• разработать план мероприятий по подготовке к введению ФГОС;
• проанализировать уровень оснащенности учебных кабинетов, уровень оснащенности ОУ методической и учебной литературой, соответствующей новому стандарту (75%), обеспеченность квалифицированными кадрами (100%)
• Разработать ООП НОО, рабочие программы для каждого класса по используемым УМК (Школа 2100, Школа России) (100%)
• разработать и утвердить новый режим функционирования ОУ на первой ступени образования в связи с необходимостью организации внеурочной деятельности (100%)
• Провести родительские собрания для родителей будущих первоклассников, включающих в себя анкетирование с целью формирования социального заказа. (100%)
В сентябре 2011 года школа приступила ко 2 этапу реализации инновационного проекта, который мы назвали "Внедренческий" Было сформировано три первых класса, два из которых работают по УМК «Школа 2100», один класс по УМК «Школа России».
Работа на данном этапе состоит из задач, которые решаются в различных направлениях деятельности: Учебная, внеурочная, методическая



Занятия по внеурочной деятельности организованы и проходят согласно требованиям СанПин во второй половине дня, не более двух занятий в день.

Промежуточные результаты
Для отслеживания предметных результатов обучения в конце 1 года были проведены контрольные работы по русскому языку (вид работы - диктант) и по математике
Результаты данных работ представлены на диаграмме.
Диктант - писали 57 человек, Не справились 2, справились на базовом уровне 41, справились на повышенном уровне 14 обучающихся.



Математика
Участвовало в диагностике 56 обучающихся,
Не справились 1 человек
Справились на базовом уровне 48
Справились на повышенном уровне 7 человек



Для отслеживания уровня метапредметных знаний 17 апреля 2012 года была проведена комплексная контрольная работа. Результаты также представлены на диаграмме.



Диагностическую работу мы будем продолжать на протяжении всего периода обучения. И промежуточные диагностические работы помогают индивидуально отслеживать уровень каждого обучающегося, скорректировать его индивидуальную траекторию развития и обучения.
На заключительном этапе данного проекта стоит цель: подведение итогов инновации.
Задачи, которые мы ставим перед собой:



Ожидаемый результат проекта



Основными результатами проекта по нашему мнению должны стать:
- формирование УУД, через освоение опорной системы предметных знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.



Решение об успешном освоении программы НОО и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой
• отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;
• определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;
• даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.
На данный момент перед педагогическим коллективом школы поставлены цели и задачи с учетом подготовки к переходу на ФГОС среднего общего образования.



Условия реализации проекта
• мастерство учителя, знание педагогом тенденций инновационных изменений в системе современного образования, его профессиональные умения, владение технологией развивающего обучения, в том числе деятельностного метода и ИКТ, умение организовать межличностное взаимодействие путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала;
• обеспечение методическим сопровождением самореализации учителей и учащихся;
• организация системы методической помощи;
• техническое оснащение кабинета начальных классов (телевизор, DVD плеер, компьютер, множительная техника, мультимедийный проектор, интерактивная доска);
• создание условий для организации учащимися самостоятельной деятельности и их самореализации;
• использование следующих методов организации обучения: ученического целеполагания, составление учениками алгоритмов учебной деятельности, самоорганизация обучения и взаимообучения, контроля и рефлексии;
• организационные формы: урочная и внеурочная, индивидуальная.